Многие из вас, мои дорогие читатели, познакомились со мной именно на этом проекте. Тогда я был еще зеленым новичком как в продажах, так и в маркетинге в целом (я и сейчас не профи, но ничего не стоит на месте…). Я познакомился с очень многими интересными людьми, когда мы пытались раскачать этот бизнес, но не об этом речь сейчас.
Почти через год после старта и через полгода после фейла ко мне наконец пришло осознание того, какие бы рекомендации я мог дать на основе своего опыта тем, кто решит открыть свой бизнес в сфере продаж и ритейла.
Я уже писал о конкретных причинах почему этот бизнес прогорел, а сейчас напишу о выводах, которые я сделал.
Я ее не делал, но был большой соблазн, ибо многие люди звонили и спрашивали по наличию. Вот только с моделями никогда не угадаешь, ибо всегда звонили разные люди, которые хотели продукцию под разные авто. Если бы мы закупились впрок, то наверное до сих пор бы эти ковры лежали где-нибудь в кладовке или в гараже.
Первая рекомендация именно в том и заключается, что не нужно закупаться товаром и заполнять склад до того момента, пока не поймете хотя бы приблизительную динамику спроса на ваш товар. Не надейтесь на то, что вот сейчас рекламщики сделают рекламу, а пиарщики сделают пиар. Они могут все сделать, а эффекта за этим не последует. Это нормально, так бывает.
Придумали что-то? Реализуйте, протестируйте. Пошло? Отлично, сконцентрируйте усилия на том, чтобы отмасштабироваться и захватить себе большую долю рынка. Пока я жевал сопли и строил планы о том как я буду тратить деньги от продаж, в Рязани как грибы после дождя выросли конторы, которые отшивали эту дичь у себя в гаражах. И у них дело пошло чуть получше, чем у нас.
Ну а если не пошло, то быстро закрывайтесь и делайте что-то новое.
По сути это тоже самое, что сказано в п.1., но расскажу с другой стороны. Сейчас есть куча инструментов, которые могут дать вам информацию о потенциальном спросе в нише без фактических продаж. Если приложить голову, то можно было бы и мою нишу затестить. Те же промо-посты со сбором отклика аудитории. Те же опросы в соц сетях, аналитика рекламного трафика (хотя делали мы ее, что уж там), предзаказы с минимальной формальной оплатой и пр. Это вообще тема для отдельной статьи, которую я раскрою чуть позже.
Не стоит брать кредиты, искать инвесторов и клянчить деньги у знакомых до того момента, пока вы не будете себе четко представлять куда вам расти и зачем. Это должны быть точные и конкретные данные, а не просто аморфные представления о том, что было бы неплохо расшириться. Вы же не будете с нуля и без опыта открывать самый большой автосервис в городе? Есть такая чудная методика – step by step. Вы растете постепенно, ваши навыки растут, опыт растет, набиваются шишки и взгляд становится яснее. Когда вы обладаете багажом знаний, вы можете работать на перспективу. А начинать нужно с малого. Чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно упущенные деньги.
Громкие и прикольные названия – это хорошо. Особенно, если у вас уже есть бренд и вы можете использовать его для того, чтобы люди понимали с кем имеют дело. Я сначала обозвал контору так, чтобы вызвать ассоциации. В итоге оказалось, что наша крайне консервативная аудитория прикола не поняла. Зато прикол был понят целым батальоном домашних Петросянов, которые сразу же пускали (иногда даже реально смешные) комменты в наши рекламные посты. А вот наша ЦА не поняла прикола. И бренд не запомнился. И как-то вообще иногда проще нужно быть. Например, с компами мы назвались максимально просто. И пусть никто не помнит это название уже через день после обращения, зато и рвотных посылов оно не вызывает.